Я чек не взял: как можно реализовать права потребителя?

Возврат без чека тоже реален? Да!

  • 02.06.2021
  • 5 МИН
Я чек не взял: как можно реализовать права потребителя?
Знакома ли вам ситуация, когда только что купленная одежда вам не подошла, а чек вы выбросили или потеряли? Если да, то переживайте – даже в этом случае вы сможете сделать возврат или обменять на нужный размер. Ниже мы расскажем, как реализовать права потребителя, если нет документов, подтверждающих покупку.
 

В каких случаях закон на стороне потребителя и каким образом можно доказать приобретение покупки?

В большинстве случаев закон на стороне покупателя, даже если тот потерял чек от покупки. Конечно же, в большинстве случаев именно кассовый чек служит доказательством приобретения той или иной вещи, но если вы случайно утратили его, то это не страшно. Вы все равно будете иметь возможность вернуть товар, который оказался велик, мал, неподходящего оттенка и т. п. Самое важное здесь – обратиться к продавцу нужно в течение 14 дней со дня покупки.

В теории, конечно, все понятно: товар не подошел, чек потерян, вы пришли в магазин и продавец вернул вам деньги без споров. Но на практике случаются затруднения. Как себя вести, если вы попали в такую ситуацию?

На фото ‒ продавец и покупатель
Если вы оплатили покупку картой и потеряли чек – не беда. Зайдите в историю платежей в онлайн-банке
 

7 способов доказать покупку без чека

  1. Если вы расплатились картой, то в онлайн-банке вы имеете возможность просмотреть историю платежей и тем самым доказать продавцу, что вчера вы купили в его магазине платье за 2000 рублей. 
  2. При покупке кассовый аппарат выдает два чека. Один предназначен для клиента, а второй для продавца. Поэтому вы имеет полное право попросить продавца найти второй чек. 
  3. Вы можете обратиться за помощью к свидетелям. Например, если с вами была подруга, она может подтвердить вашу покупку.
  4. Почти каждый магазин сейчас оборудован видеокамерами, которые записывают все, что происходит в магазине. Поэтому вы можете затребовать предоставить вам видеозапись того дня, в который была совершена покупка.
  5. Если вы приобретали технику, то скорее всего вместе с чеком вам должны были выдать гарантийный талон, который вы также сможете использовать в качестве доказательства при разрешении данного спора.
  6. В настоящее время почти на каждой упаковке товара имеется индивидуальный штрихкод или QR-код, который также может стать доказательством в вашу пользу.
  7. Если же продавец настаивает на том, что он не станет принимать товар без чека, то покупатель может написать заявление в отдел защиты прав потребителей или в Роспотребнадзор.

В каких случаях закон на стороне продавца

В меньше степени закон на стороне покупателя, но и тут есть свои тонкости, которые позволяют продавцу избежать долгих споров, просто указав на нормы закона.

Необходимо объяснить покупателям, что можно вернуть не все категории товаров, например возврату не подлежит нижнее белье. Также нельзя вернуть товар:
  1. Который был использован по своему прямому назначению.
  2. Который не сохранил товарный вид.
  3. С которого сорваны ярлыки и пломбы. 
Также нельзя запросить возврат за товары, которые приобретались для предпринимательских целей, то есть сам покупатель не является потребителем.

На фото ‒ курьер с коробками
Возврат товара после истечения срока невозможен

Еще один момент – продавец не обязан производить возврат, если покупатель был пойман на лжи. Например, клиент Елена сообщает, что приобрела товар за 1000 рублей во вторник, дома она поняла, что он ей не подошел, и теперь она хочет оформить возврат. Но продавец знает, что во вторник его магазин был закрыт и у всего коллектива выходной день. Тогда логично, что товар не мог быть приобретен в этот день, поэтому и о возврате средств речи быть не может.

Мы уже упоминали сроки. Если магазин продал товар надлежащего качества и покупатель решил вернуть его через 24 дня, а не через 14 дней, то сделать этого не выйдет. Закон в этой ситуации на стороне продавца.
 

Заключение

Возможность возврата товара создана для того, что защитить права покупателя, но это ни в коем образе не сказывается на правах продавца. В любом правиле есть границы, которые защищают обе стороны спора. Важно помнить о том, что не стоит пренебрегать чужими правами, иначе это может привести к судебному процессу, который отнимает не только деньги, но и силы, время и энергию.